Урок русского языка в 4 классе по теме ''Правописание родовых окончаний имен прилагательных''

Учитель Колчина Н.Н.2008-09 уч год.


 

Цели :1.Отрабатывать умение определять род и число имен прилагательных, учить правильно писать родовые окончания прилагательных;закрепление изученного. 2.Развитие орфографической зоркости, речи, памяти,познавательного интереса. 3.Воспитывать аккуратность при письме.

Оборудование :Таблица,сигнальные карточки,картина''Зимние забавы''

1.Орг. Момент.

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу,

Сяду прямо,не согнусь,

За работу я возьмусь.

2.Чистописание.

-Прочитай загадку,спиши.

Он пушистый,серебристый,

Белый,белый,чистый,чистый,

Ватой наземь лег.

-Подчеркни имена прилагательные.

-Что такое имя прилагательное?

3.Словарный диктант.

Магазин,малина,машина,медведь,медленно,месяц,металл,молоко,Москва,метро.

4.Работа над предложением.

(С) в..рш..ны б..рёзок.. св..лился сне.. .

-Вставь пропущенные буквы,объясни.

-Синтаксический разбор предложения.

-Морфологический разбор :Свалился с вершины.

5.Повтрение знаний о правописании падежных окончаний имен существительных.

Плыли по Волг..,приехал к бабушк..,шел по площад..,написал в тетрад..,отдыхал в лагер..,жил волзле деревн.. .

Физкультминутка.

6.Сообщение темы и цели урока.

7.Закрепление знаний о правописании родовых окончаний имён прилагательных.

1.Чтение вопросов Почемучки стр.120 учебника(учитель).

2.Чтение правил стр.120.

3.Сравнение родовых окончаний имён прилагательных.(по таблице).

4.Работа по учебнику упр.273(диктуют цепочкой).

5.Существительные с предлогом замени именем прилагательным,выдели окончаие, укажи род.(по образцу)

Варенье из вишни-вишнёвое варенье.

Сок из моркови, каша из риса,пюре из картофеля, джем из малины, цветы в комнате.

(взаимопроверка)

8.Равитие речи.

Колючий ёж,свежая рыба, бурые медведи, пушистые белчки, радостная весть.

10.Итог.(подсчёт баллов).

11.Дом. Задание.(карточки).

 

 

Урок  МХК в 11 классе.

  Учитель Коновалова Т.Н.

Тема урока: Музыкальное искусство в годы Великой Отечественной войны.

Цели урока: Познакомить учащихся с развитием музыкального искусства в годы Великой Отечественной войны

дать представление о развитии музыкального искусства в годы войны в песенном жанре; познакомить с творчеством Д. Шостаковича и его Седьмой симфонией – «Ленинградской»;

Способствовать развитию у учащихся способностей эстетического восприятия, интереса к патриотической песне, творческих способностей учащихся;

Способствовать воспитание эстетического вкуса,  гражданской идейно-нравственной позиции учащихся; воспитание культуры слушания.

Тип урока: формирование новых знаний.

Оборудование урока: магнитофон, аудиокассеты с записями песен военных      

                                            лет, запись Седьмой симфонии Д. Шостаковича

                                            баян, гитара.

Музыкальный ряд: «В землянке» - муз. К. Листова, сл. А. Суркова.

                                      «Тёмная ночь» - муз. Н. Богословского, сл. Агатова.

                                      «Синий платочек»-  муз. Петерсбурского,

                                                                          сл. М. Максимова  и  Я.Галицкого

                                      «В лесу прифронтовом» - муз. Блантера, сл. Исаковского.

                                      «Священная война» - муз. Александрова,

                                                                              сл. Лебедева-Кумача.

                                        «Валенки» - русская народная песня.

Зрительный ряд:     портрет Д. Шостаковича;

                                      портрет А. Александрова;

                                     Афиши выступления симфонического оркестра;

                                    Фотография Л. Руслановой;

                                    Фотография К. Шульженко;

                                    Фотография выступления артистов перед воинами.

Межпредметные связи:  музыка, история.

 

 

Ход урока.

1.     Организационный момент.

2.     Работа по карточкам с последующей взаимопроверкой.

А) Самостоятельная (индивидуальная) работа.

·        Карточка №1

- Что изображено на картине «Матери»?

-  Кто автор картины?

·        Карточка №2

- Что изображено на картине «Герника»?

-  Кто автор картины?

·        Карточка №3

- Что изображено на картине «Фашист пролетел»?

- Кто автор картины?

Б) Работа в группе

Что объединяет эти три работы? /посовещавшись, сформулировать ответ, ответить одному учащемуся/

3.     Работа по теме урока.

А). Вступительное слово учителя  /введение в тему урока/

Дорогие друзья, сегодня мы вновь перенесёмся в суровые годы Великой Отечественной войны – самой жестокой войны 20 века, в которой наша страна встала один на один с фашизмом, разгромила его, смела с лица Земли и принесла всей Европе мир и свободу.          Как мы смогли победить тогда отлаженную до последнего винтика армию Гитлера, его умных генералов, его продуманную мгновенную оккупацию всей Европы, которая сдавалась, по существу, без боя? Историки уже сказали своё слово о наших ошибках и потерях, о нашем мужестве и победе. Единодушно признано: высокий моральный дух, сплочённость всего народа, нравственная правота людей, защищающих своё Отечество, были одной из главных составляющих этой великой Победы.                  Призыв «Всё для фронта, всё для Победы!» не носил парадного характера, не был пустым звуком. На фронтах шли бои, а в тылу люди сеяли хлеб, растили детей, собирали танки и самолёты, писали книги и песни. Жизнь продолжалась. И мы сегодня поговорим о музыкальном искусстве в годы Великой Отечественной войны.

Б)   Музыкальная эмблема Великой Отечественной войны.

Итак, 22 июня 1941 года гитлеровские войска перешли нашу границу. Ровно через неделю с Белорусского вокзала в Москве отправлялись эшелоны с бойцами на фронт. Их провожали артисты Краснознамённого ансамбля песни и пляски СССР. Они запели новую песню. Её суровость, чеканная мелодия в ритме марша так захватила всех присутствующих, что песню пришлось повторять пять раз! Послушайте эту песню.

Прослушивание песни Александрова на стихи Лебедева-Кумача «Священная война».

Учитель: Эта песня А. Александрова на слова Лебедева-Кумача стала эмблемой Великой Отечественной войны. С Белорусского вокзала начала она свой путь и прошла вместе с Советскими воинами через все беды и потери к Победе. В ней авторам удалось воплотить боевой дух воинов, их мужество и героизм, их нравственную силу. С нею шли в бой, погибали и побеждали. А сейчас - несколько слов о композиторе Александрове.

В)  Сообщение о композиторе Александрове.

Александров Александр Васильевич – композитор, хоровой дирижёр, педагог. Закончил Петербургскую консерваторию. Главным делом его жизни явилось создание Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской Армии. Александров начал работу в 1928 году с небольшой группой, к началу 30-х годов выросшей в большой коллектив, в котором был мужской хор, оркестр и танцевальная группа. В работе с ансамблем особенно широко развернулось композиторское дарование Александрова, написавшего в 30-е – 40-е годы ряд известных песен. Событием стала песня «Священная война», прозвучавшая впервые в июне 1941 года на перроне Белорусского вокзала Москвы, перед уходившим на фронт эшелоном. Она выразила чувства, которые владели тогда миллионами советских людей. Александров – автор музыки Государственного гимна России (тогда СССР). Александров – народный артист СССР, лауреат государственных премий СССР. Дело его жизни продолжает жить в его песнях, ставших классическими, и в искусстве музыкальных коллективов, пошедших по проложенному пути.

Г). Песни военных лет.

- Учитель: Песни военных лет быстрее других музыкальных жанров вошла в будни войны, стала частью фронта и тыла. Они вливали новые силы в уставших бойцов, вдохновляли в бою, песня помогала с достоинством принять неизбежную смерть. Каждый солдат переживал тоску по любимой, его чувства выразились в песне композитора Листова, на слова Суркова «В землянке», которая звучала в минуты краткого отдыха.      

/прослушивание/

- Учитель: Единственным  аккомпанементом  для солдат служили гармошка (вспомните Василия Тёркина) и гитара. Именно под гитару исполняет Марк Бернес песню «Тёмная ночь» в кинофильме о войне «Два бойца». Послушаем и мы эту песню.

        /прослушивание (запись или «живое» исполнение под гитару)/

- Учитель: До сих пор никого не оставляет равнодушным вальс

«В лесу прифронтовом». Вслушайтесь, какие замечательные слова написал Исаковский, какую красивую мелодию сочинил М. Блантер.

/прослушивание/

Учитель: Многие музыканты сражались с врагом в рядах Советской армии. Оставшиеся в тылу отдавали фронту свой талант и своё искусство. 473 концерта дали артисты на передовых позициях действующей армии. Свыше 500 раз пела Клавдия Шульженко перед воинами Ленинградского фронта в первый год войны. Самой любимой песней была «Синий платочек».

 

Учитель: хочется мне рассказать вам ещё об одной певице и песне, которою она исполняла. Лидия Русланова. Она была всенародно любимой исполнительницей русских песен. Всю войну ездила Лидия Андреевна с концертами по фронтам, везде её принимали с радостью и восторгом. А  в 1944 году Русланова впервые спела одну песню. Кто-то из её коллег  жаловался на то, что совсем валенки износились, стали старые. Певица вдруг вспомнила деревенские частушки о валенках: быстро что-то переделала, досочинила, и родилась новая песня «Валенки». Она так понравилась бойцам, что они просили исполнить её ещё и ещё. Людмила Андреевна  так испугалась этого, что потом некоторое время не пела её совсем.

И вот однажды, в каком- то госпитале Русланова выступала перед ранеными. В помещении было холодно, бойцы лежали на кроватях в шинелях и валенках. И вновь прозвучала эта песня. Она имела колоссальный успех. И на ступеньках горящего Рейхстага в 1945 году стояла Людмила Русланова, её звонкий всеми любимый и узнаваемый голос звучал на весь Берлин. Она исполняла песню «Валенки»          /Прослушивание/.

Учитель: Говоря о песнях войны, невозможно не вспомнить «Катюшу». Она была написана  в мирное время, но в годы войны пелась повсюду, на её мелодию подбирали самые разные стихи. Задорная и лирическая, она несла с собой веру в победу. После войны «Катюша» стала  своего рода паролем дружбы. Её знают во всех странах и поют на разных языках. Когда её автор композитор Блантер приехал в Италию, местные газеты писали, что в страну прибыл синьор «Катюша».

- Учитель: Прекрасные песни военных лет, они сокращали расстояния, приближали друг к другу родных и любимых людей. В этом была их сила и притягательность. Надо ли удивляться, что они живут до сих пор, передаются из поколения в поколение, и вы их знаете и поёте, погружаясь в грозовую (по силе опасности) и прекрасную (по силе духа) атмосферу того времени.

Физкультпауза

Д). «Ленинградская» симфония Д. Шостаковича.

- Учитель: Война вошла не только в песню, но и в симфонию. Явлением в музыкальном искусстве военных лет стала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, известная больше под названием «Ленинградская». Несколько слов об авторе этой симфонии.

сообщение ученицы о Дмитрие Шостаковиче.

        Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился в 1906 году в Петербурге, там же получил образование. Шостакович работал во многих музыкальных жанрах, написал оперы по произведениям Гоголя, Лескова, писал музыку к кинофильмам «Овод», «Гамлет», «Великий гражданин», «Встречный», а также монументальный цикл – 24 прелюдии и фуги, концерты для фортепиано, скрипки, виолончели с оркестром, хоровые сочинения, 15 симфоний и это не полный перечень его творений. Шостакович также был выдающимся пианистом.  В течение многих лет являлся профессором Московской и Ленинградской  консерваторий. Его учениками  были Свиридов и Чайковский. Шостакович являлся почётным членом многих музыкальных академий мира. Ему первому из музыкантов было присвоено звание Героя социалистического труда, он был удостоен звания народного артиста СССР, лауреата Международной премии мира, Ленинской премии и Государственных премий СССР. Характеризуя значение творчества Шостаковича, Тихон Хренников сказал: «Поколения советских музыкантов, поколения многочисленных любителей искусства никогда не перестанут с благоговением внимать этой прекрасной музыке…». Музыка этого великого композитора нашла глубокий отклик в сердцах миллионов людей. 

Учитель: Родион Щедрин в «Слове о Шостаковиче», произнесённом при прощании с великим учителем, афористично сформулировал параметры его личности и творчества:

- Музыка Шостаковича – это мир глубоких и ёмких мыслей, мир удивительной гармонии сердца и ума.

- Музыка Шостаковича – всегда гимн человеку, хвала его мудрости и доброте.

- Музыка Шостаковича – это страстный протест против жестокости, насилия, несправедливости.

- Музыка Шостаковича – это исповедь великого художника, сильная своей откровенностью…

- Музыка Шостаковича – это летопись нашей жизни.

Одну из страниц этой летописи мы прочитаем с вами сегодня.

Е)  сообщение ученицы о первом исполнении первой половины 7 симфонии.

       …В сентябрьский вечер 1941 года к Шостаковичу приехали его друзья-композиторы, чтобы послушать две части новой симфонии, над которой он работал. Он писал её в необычных для творчества условиях: шла война, композитор ежедневно вместе со студентами ездил за город на работу: сооружали оборонительные укрепления вокруг любимого города. А по ночам он писал.

     … Громадные листы партитуры были раскрыты и лежали на столе. Только бросив на них мимолётный взгляд, специалисты понимали, каким громадным  должен был быть оркестровый состав: к основному симфоническому оркестру в момент кульминации должен был присоединиться  духовой оркестр, который делал звучание симфонического состава в четыре раза мощнее.

    Шостакович играл сосредоточенно, с необычайным подъёмом,  хотя  круг слушателей был невелик. Казалось, что он и рояль ощущает как оркестр… И вдруг раздался вой сирены: надо было срочно эвакуировать семью в бомбоубежище. Когда дети и жена были в относительной безопасности, композитор вернулся и продолжал играть. Так впервые, через два месяца с небольшим после начала войны, была исполнена первая половина симфонии, которой суждено было стать лучшим произведением композитора.

    В марте 1942 года она впервые была исполнена в Куйбышеве, потом в Москве, а 9 августа – в родном Ленинграде. И началось её триумфальное шествие по миру.

·        Прослушивание отрывка из 7 симфонии Шостаковича.

 Учитель: Что вам представлялось, когда вы слушали произведение, поделитесь впечатлениями.

·        Анализ симфонии по статье Евгения Петрова.

Учитель: Музыку трудно передать словами. Но, кажется, это удалось сделать Евгению Петрову – автору знаменитой книги «Двенадцать стульев», который рассказал о том, что он слышал в Ленинградской симфонии.

«… Взошло кровавое солнце июня. Так начинается тема войны в 7 симфонии Шостаковича. Она возникает после длинного, - длинного, покойного и светлого звучания, завершающего вступительную музыку. Она возникает неожиданно и неизбежно. Она начинается с шёпота, именно шёпота барабанов, и под этот барабанный шёпот, после скрипичного пиццикато, какая-то дудка тихонько наигрывает простую и замысловатую, шутовскую и страшную мелодию. Потом мелодия повторяется с назойливой аккуратностью. Вы ещё не понимаете, что это идёт война, но композитор уже схватил ваше сердце своей гениальной рукой. Он хватил его нежно и крепко и уже не выпустит до конца симфонии. Мелодия повторяется в третий раз, потом в четвёртый, пятый, шестой, десятый. Она обрастает железом и кровью. Она сотрясает зал. Она сотрясает мир. Что-то железное идёт по человеческим костям, и вы слышите их хруст. Вы сжимаете кулаки. Вам хочется стрелять в это чудовище с цинковой мордой, которое неумолимо и методично шагает на вас – раз, два, раз, два. И вот, когда, казалось бы, уже ничто не сможет спасти вас, когда настигнут предел металлической мощи этого чудовища, не способного мыслить и чувствовать, и нет силы, которая может остановить его, происходит музыкальное чудо, которому я не знаю равного в мировой симфонической литературе. Несколько нот в партитуре, - и на всём скаку (если можно так выразиться), на предельном напряжении оркестра, простая и замысловатая, шутовская и страшная тема войны заменяется всесокрушающей музыкой сопротивления. Композитор крепко держит ваше сердце. Но теперь вы уже не испытываете беспокойства. Теперь вы потрясены грандиозностью битвы между людьми, сжигающими книги, и людьми, почитающими книги, между людьми, уничтожавшими у себя музыку, и людьми, создавшими расцвет музыки, между силами зла и силами добра. Эта битва грандиозна и выражена  в оркестре с величайшей энергией. Уже ничто не может превзойти её. Это предел напряжения, но композитор не отпускает вашего сердца. Он ещё немного сильнее сжимает его, опять несколько нот в партитуре с чудесной стремительностью переводят музыку столкновения в музыку горя, громадного, мужественного народного горя. Это памятник погибшим в бою за Родину – траурный марш. Он не вызывает слёз. Слишком глубока печаль, чтобы вызвать слёзы – признак слабости. Нет! Сейчас не должно быть слабости, ни минуты слабости, ни секунды слабости! И реквием в память героев наших, братьев наших, сыновей и отцов наших – оставляет глаза сухими и кулаки сжатыми. И вот спадает тема и опять тихо звучит простая и замысловатая, шутовская мелодия.

   Кончилась первая часть симфонии. Она продолжалась тридцать минут, но мне показалось, что прошло минуты три-четыре. Первая часть не нуждается в трактовке. Что касается второй части – скерцо и третьей – адажио, то я могу сказать о них только одно. Они также гениальны, как первая часть, но человек будет трактовать их так,  как подскажет ему чувство, я знаю лишь то, что возникло в моём воображении, что я чувствовал и переживал. Я видел и переживал прощанье матерей с детьми, нежность невест с женихами, идущими на фронт.  Я видел напряжение городов, застывших в ожидании незримого чудовища с цинковой мордой, что летело к ним по чёрному ночному небу. Я видел твёрдых и слабых людей. Я видел лучи прожекторов и текучие пунктиры трассирующих пуль, отражающихся в стёклах высоких домов. Я видел снова фронтовые дороги и снова ощущал то невыразимое чувство, что охватывает человека переезжающего некую никем точно не установленную линию фронта; и тело бойца, навеки приникшего к земле головой, обращённой в сторону врага; и полевой перевязочный пункт, и врача в окровавленных резиновых перчатках, и сестру, принимающую последний вздох героя, и нашу русскую природу, и детей,  и человеческую страсть, и нежность, и горе, и улыбку, и мужество бойца, и всё то, что составляло наши мысли и чувства в первые годы войны. И сердце всё время было сжато рукой худого бледного человека с острым носом и рыжеватым хохолком, который всё также один сидел посредине громадного пустого зала. И потом он в последний раз ещё немного сжал моё сердце своей всемогущей и ласковой рукой. И тогда показалось, что уже нельзя дышать от муки  счастья. Это был финал.

    Этот финал должен играть на Красной площади оркестр в пять тысяч человек в светлый день нашей победы над врагом.

   Это торжество правды. Торжество человека, который мыслит и чувствует.

Музыка так хороша, даже помимо её содержания, просто по тем звукам, которые слышишь, что с нею не хочется расставаться. Её хочется слышать ещё и ещё раз. Хочется, чтобы она была у тебя дома, чтобы она всегда была с тобой».   /По книге «Русская и советская музыка» - М.: «Просвещение», 1977, С. 152-153/

Учитель:  Как вы думаете,  почему при прослушивании симфонии,  у вас не возникало таких ощущений и видений происходящего?

·        Заключительное слово учителя

 

В заключении хочу добавить один факт, как исполнялась Седьмая симфония  впервые в самом осаждённом Ленинграде. Это было 9 августа 1942 года. К тому времени симфонию уже слушали в Нью-Йорке, Филадельфии, Лондоне. И вот партитура симфонии возвратилась домой, в Ленинград – в город своего рождения. Когда день исполнения был назначен, военный совет фронта поставил задачу перед командиром артиллерийского полка: на несколько часов, пока будет исполняться симфония, прикрыть город от артиллерийского огня противника.

   9 августа командующий артиллерией фронта отдал приказ начать операцию «Шквал». Батареи, орудия передавали эстафету огня, исполняя свою партитуру боя. Город был закрыт огневым щитом. А в зале филармонии звучала Седьмая симфония… Только вдумайтесь в этот факт. И тогда вы поймёте, почему мы победили фашизм.

4.     Итог урока.

Понравился ли вам урок?

Как вы считаете, нужно ли было заниматься сочинением песен в такое время?

Вспомните хотя бы одну современную песню, которая несла бы такую смысловую и эмоциональную нагрузку, как песни военных лет.

5.     Задание на дом.

Выучить стихи о войне Ю. Друниной, Рубцова, Симонова, Исаковского.

Повторить изученное по темам «Поэзия сопротивления», «Изобразительное и музыкальное искусство в годы войны».

Поисковая работа: Жизнь и творчество Сальвадора Дали.